Маленькое среднерусское путешествие 2017

Итак! Кто-то проводит отпуска «на югах», кто-то в Азии, а кто-то держит свой путь на запад. Мы же решили посвятить это лето кусочку нашей необъятной Родины. Едем семьёй на автомобиле с детьми (7 и 2,5 года). Наш почти двухнедельный маршрут пролегает по древним городам центральной России и специально спланирован так, чтобы перегоны между городами были, по возможности, минимальны: детям будет тяжело выдержать большие «спецучастки», а мне, в свою очередь, хочется, прежде всего, отдохнуть, а не уматываться за «баранкой»…

Наш Змей

Едем на Mazda BT-50, наречённой мной «Змеем» при покупке (лет восемь тому назад). Присели на дорожку и вперёд, прочь из закопчённой, измученной непогодами столицы!

24.07.2017 Москва  — Переславль-Залесский

Ярославка хороша, дорога почти идеальна. Прямо Европа, главное — никуда не сворачивать, чтоб не испортить впечатление. По пути маленькая остановка на разминку, и мы уже на месте.

Гостиница, в которой мы остановились, неплохая, и, что самое приятное, по приезду нам предложили поменять номер: в брони я выбрал неоптимальный вариант, с двумя двухместными номерами, а девушка на рецепшн предложила нам просторный трехместный. И этот вариант дешевле – неожиданное и нетрадиционное гостеприимство, спасибо!

На верхней веранде большой ресторан с видом на Плещеево озеро и Никитинский монастырь.  Красота!

Вид из ресторана на Плещеево озеро

Дорога вдоль озера идёт по живописным местам, вокруг высокие холмы.

Мы поднимаемся на Александрову гору и место проведения исторического фестиваля. На сам фест чуть-чуть не успели, зато в поле ещё остались средневековые декорации, а заодно, к сожалению, и мусор от посетителей праздника.

Декорации исторического фестиваля

Вода в озере холодная. Кстати, это то самое озеро, на котором Пётр I в годы юности обучался азам морских наук и где создал потешную флотилию.

Никитинский мужской монастырь – действующий. На входе наших дам просят надеть платочки, что не очень по душе моей дочери, но традиции и религиозные чувства мы задевать не собираемся: платочки так платочки. Монастырь ухожен, спокоен и тих.

На озере есть ещё несколько старинных православных монастырей, живописно украшающих берега, а ещё сохранился языческий ритуальный артефакт: Синий камень.

25.07.2017 Переславль-Залесский  — Ростов Великий

Утром едем в музей ВМФ, главной достопримечательностью которого является «Ботик Петра» – единственная реальная посудина из Петровской флотилии, дошедшая до наших дней. На ботик стоит посмотреть – всё-таки к этому маленькому деревянному кораблю прикладывал руку первый русский император! Ещё в музее неплохой парк и немного военной корабельной техники советских времён.

Ботик Петра I

Следующий пункт нашего маршрута находится на западе от озера: Музей узкоколейной железной дороги в посёлке Талицы. Экспонаты представлены паровозами, спецтехникой, и много чем ещё. Особый интерес вызвал механический жезловый аппарат. К нашему удивлению, хозяева рассказывают, что электрожезловой системой ещё до сих пор пользуются в дальних уголках страны! Для нас, землян эпохи цифровых технологий, такая штука смотрится антикварной диковинкой.

Экспонаты музея

Но, конечно, главный интерактив, сделавший музей изюминкой сегодняшнего дня, это дрезина с пятью сотнями метров железнодорожного полотна в придачу! Посетители предоставляются сами себе. Детей подальше от рычагов и в путь! А путь этот лежит через четыре стрелки, механический семафор и упирается в закрытый шлагбаум посреди леса…

На дрезине через лес

Музей сегодня должен был быть закрыт. Мы «рванули» наудачу, и она нам сопутствует: настоятель говорит, что, по вине погоды, прошедшую половину лета к ним никто не приезжал. Теперь они навёрстывают упущенное и работают без выходных.

Место здесь очень красивое: сосны и песок! Не удивительно, что в деревне по соседству рядом с покосившимися и гибнущими избами активно строятся новые дома всевозможных проектов. В лесах полно грибников. Многие добираются из Переславля на автобусе.

Дальше едем в Ростов Великий!

Дети по пути спят, а дорога на этот раз оказывается заметно дольше ожидаемого: на подъезде к городу ремонт. Автомобили вытягиваются в многокилометровую пробку. Многие пытаются ехать по обочине, особо наглые обгоняют замерший поток по «встречке», а самые «отмороженные» идут на их обгон по встречной обочине… Стоять в мёртвой пробке обидно и депрессивно… Но, к счастью, мы всё-таки трогаем и добираемся до города!

Ростов Великий

Селимся в Усадьбе Селивановых – исторический особняк 19-го века. Красивый интерьер фойе, коридоров и лестницы: под старину, картины, фреска… А интерьер в самих номерах так себе, но чисто. Но главный «минус» – это, неизвестно почему, жёлтая вода в гостинице. Может, в городе такой водопровод… но неприятно. Рядом – городской парк с набережной у озера Неро. На набережной как-то спокойно и торжественно красиво – без излишеств, пафоса и гламура. Настоящая чуть не обустроенная Русь, как она есть.

Усадьба Селивановых

26.07.2017 Ростов Великий – Ярославль

Ростовский центр находится с западной стороны оз. Неро. Наверное, с набережной можно наблюдать восхитительные рассветы, но мне не хватило силы воли, чтобы встать на заре и придти фотографировать утренний пейзаж 🙂

оз.Неро

Когда-то мы уже гостили в Ростове.

Дело было в январе, и даже вкуснейший обед в кремлёвской трапезной не смог сгладить впечатленья унынья и серости, навеянного тучной, промозглой и слякотной зимой…

Сегодня всё не так: весёлое жаркое солнце, тем более, после двух месяцев рекордных ненастий, уже само по себе делает пребывание праздником! Дети веселятся на батутах, в парке. После того, как они нарезвились, идём в кремль… По соборам не ходим, зато внутри просто великолепный двор, с кустами роз благородными деревьями и маленьким утиным прудиком. Всё это окружено шикарным ансамблем из церквей и крепостных сооружений, самая яркая изюминка среди которых Церковь Одигитрии.

В Ростовском кремле

Особый восторг у детей вызвал подъём на колокольню: узкий 60-тисантиметровый коридор с крутой лестницей заканчивается площадкой с видом на город, озеро и прилегающие площади. Исполинские бронзовые колокола, неизвестно как водружённые на огромные деревянные перекладины, впечатляют своей массивной мощью! В паре таких гигантов одновременно несколько человек могут стоять в полный рост.

Гиганты

Очаровательны и ближайшие окрестности: невысокие частные дома и торговые ряды. Конечно, обилие вывесок, лавочек и ларьков в сочетании с общей обшарпанностью напоминает о 90-х, но город, наверное, был таким всегда, так что будем считать это частью антуража.

На колокольне

Маленькая прогулка по окрестностям и старт в Ярославль!

M-8 по-прежнему хороша, один небольшой ремонт моста по пути практически не создаёт затруднений движения, и мы быстро проезжаем 60 километров до «Ярика».

Наша гостиница называется «Алёша попович двор» — комплекс в самом центре города, вплотную прилегает к Спасо-Преображенскому монастырю.

У нас шикарный трёхместный номер с настоящими палатьями — у дочери свой полуэтаж со спальным местом — мечта любого ребёнка!

Номер в гостинице

Гостиница чистая и очень приятная, сделанная под былинную тематику с мешаниной из современного альтернативного творчества на тему русских богатырей. При гостинице отличный ресторан с охотничьим и, разумеется, древне-военным антуражем. Кормят неплохо и сытно.

Гостям устраивается получасовое интерактивное представление с ряжеными в исторические костюмы… Дети довольны!

Интерактивное представление

Идём гулять вдоль набережной.

На набережной

Выходим на стрелку — замечательный сквер у слияния Волги и реки Которосли – предположительное место заложения города князем Ярославом Мудрым.

Ярославская стрелка на месте слияния р.Которосль и р.Волга

Танцующие фонтаны в разноцветной подсветке выпускают струи в такт классической музыки! Всё празднично и величественно, хотя сквер и не очень большой. Кругом велодорожки, по которым гоняют роллеры и велосипедисты всех возрастов.

Здесь очень красиво! Куда ни посмотри, на все 360 градусов вид как на открытку: Волга, уходящая в бесконечность, памятник тысячелетию Ярославля, Успенский собор на горе, в небе — чайки…

Мост через р.Волгу

Но место открытое, поэтому здесь ветрено. Домой отправляемся через Демидовский сад.

27.07.2017 Ярославль — Кострома

В Спасо-Преображенском монастыре мы когда-то были и обошли его комплекс довольно тщательно, так что на этот раз не мучаем детей скучными выставками, ограничившись внутренним садом.

Затем берём автобусную экскурсию по городу – она начинается прямо у стен монастыря. Ценность автобусов в том, что они организованы по «западному» принципу: на линии их несколько, и, один раз купив билет, можно выходить и вновь заходить на местах остановки.

Вместо экскурсовода, как водится, аудиогид – это и плюс и минус одновременно. Исторических памятников и мест в городе, разумеется, много, слушать интересно. И автобусная экскурсия может лишь бегло ознакомить туристов с многовековой историей этого древнего города России.

Под Ярославлем есть интересное место: Ярославская детская железная дорога

Собственно туда мы направляем наш путь. Возле комплекса почему-то нет нормального паркинга – водители встают на стихийную парковку на обочине автодороги или на небольшом пятачке через дорогу от входа. Раньше основным транспортом посетителей был, конечно, общественный, но времена меняются, семьи прибывают на личных автомобилях, а ставить их особо некуда. Вообще, качество инфраструктуры современным запросам, конечно, не соответствует: ведь здесь постоянно проходят всевозможные мероприятия; кругом  дети; всё время съемки на фото и видео… Тем не менее, чтобы попасть на территорию, нам надо перебегать через оживлённый перекрёсток, на котором даже нет пешеходной «зебры». Само качество дорог на подъезде тоже низкое – плохо с разметкой, колдобины и т.п. Ясно, что это не вопрос РЖД, но администрация ведь тоже должна понимать, что это одна из визитных карточек города. Справедливости ради надо сказать, что какие-то дорожные работы по соседству ведутся, так что, может быть, ещё исправятся.

Детская железная дорога

А вот на территории – красота. Скоротать время до отправления на поезде можно в лесопарковой зоне или на детской площадке. На станции «Пионерская» есть небольшой музей, в котором мы с удовольствием слушаем юную девушку – экскурсовода.

Хит экспозиции — большая учебная модель железнодорожного узла. Модель действующая: ребята выполняют на ней решение задач. Поезда по их команде движутся, горя всякими огоньками… В общем, всё как настоящее, только в миниатюре.

Учебная модель железнодорожного узла

Сама железная дорога представляет собой П-образный путь с конечными станциями, расположенными неподалёку друг от друга. Уж не знаю, в чём была сложность замкнуть дорогу в кольцо – наверное, это какие-то специальные фичи РЖД, но суть такова, что единственный поезд стартует из одного места, а прибывает на другую конечную. Между этими конечными станциями посетители ходят пешком. Все работы на  железной дороге выполняют дети: они работают стрелочниками, проводниками, контролёрами, экскурсоводами, диспетчерами, и, разумеется, машинистами… но при этом везде есть взрослый персонал, который их контролирует и «чихвостит» зазевавшийся или безответственный молодняк. В целом, с порядком там всё норм, но и без излишней муштры. Поезд действительно миниатюрный, чистый и приятный. Вагончики причудливым образом сочетают натурализм и одновременно сказочную игрушечность – здорово. Конечно, локомотив мог бы быть и более привлекательным с эстетической точки зрения: всё-таки от детской дороги ожидаешь чего-то или волшебного, похожего на классические паровозы с картинок, ну или уж крутого хай-тека. А тут тебе маневровый дизель, только узкоколейный. Но чем богаты… По пути есть одна остановка: пассажиры могут выйти на десять минут, размяться и походить по платформе посреди леса. Главная станция «Пионерская» с экстерьером подкачала: похожа на провинциальный торговый центр — когда хотели сделать красиво и дорого, а вышло как всегда. Опять же, детской дороге больше пошла бы стилизация под викторианскую эпоху. Наверно, в РЖД видней.

В поезде

При музее есть 5D кинотеатр, на котором крутят мультики в стиле американских горок. Правда, они имеют мало общего с железной дорогой, т.к. имитируют вагонетки на рудниках, но сыну очень понравилось, а это главный показатель. Так что ладно, зачёт.

Накатавшись на этом всём, садимся в наш штатный транспорт, заезжаем в магазин за туристической провизией и возвращаемся в гостиницу. По дороге нас накрывает сильнейший ливень. Колдобины на дорогах теперь незаметны и потому крайне остро ощутимы, т.к., не зная броду, их невозможно объехать. Дальше по плану старт в Кострому.

Отдых с детьми это прекрасно, но рано или поздно наступает момент, когда малолетние спиногрызы нащупывают тонкое место в броне железных нервов собственных родителей и таки выводят предков из себя! Сегодня каприз дочери, вызванный, блин, потёкшим стаканчиком мороженного (!), переполнил чашу нашего терпения… но я отвлёкся…

По дороге на Кострому снова дождливо. Дети спят, всё ok. Но на въезде в город случается транспортный коллапс. Город, расположенный по обоим берегам Волги, соединён единственным мостом. Эта переправа безальтернативна на многие километры вокруг. И да, он находится на капитальном ремонте: пробка в три километра растянулась на всю южную часть города. Машины стоят в один ряд, свято соблюдая свободу автобусной полосы. И это не удивительно: ближе к мосту «на охоте» сразу три патруля ДПС, ещё два дежурят у самого моста… Мы около часа преодолевали город! На следующий день по местной радиостанции мы узнаем, что Кострома перманентно стоит и администрация «рекомендует использовать общественный транспорт».

28.07.2017 Кострома

Вчерашняя непогода потихонечку развеялась: с утра ещё было пасмурно, а теперь вышло солнышко. За пройденные три с половиной сотни километров нашего пути, который не всегда был асфальтовым, машина конкретно изгваздалась. Особенно мы запачкали нашего «Змея» вчера, преодолевая ремонтируемые участки М8.

Кострома

День начат с визита на лосиную ферму – тут, кстати, тоже подъезд по грунтовке изобилует лужами от вчерашнего ненастья. Навигатор подтупливает. Тут дети получают море впечатлений от кормления живых лосей и контактного посещения лосиных ясель.

Лосеферма в Сумароково

Лосята-малыши с первых дней привычны к людям, почти не нервничают, когда посетители подходят их гладить. «Мелюзга» напоминает Бемби, только с тёплым мехом… Лоси практически свободны — в вольере живут лишь малыши, остальные живут свободно и не уходят, потому что приручены к дояркам – да, лосей тут доят, это же ферма. Пробуем лосиное молоко — мне не айс, но жирность очень высокая. Оказывается, лоси — токсикоманы, их привлекает запах бензина и прочих нечистот…

Лосёнок на прогулке

После лосиной фермы едем в центр, гуляем по исторической части города выходим на Сусанинскую площадь и посещаем музей пожарного дела —  экспозиция в бывшем пожарном депо. Конечно, для современного искушенного посетителя она по-советски уныла и, к нашему разочарованию, не велика: с таким огромным гаражом, конечно, можно было бы собрать побольше техники. Но необычная тематика плюс хорошая, очень реалистичная диорама — уже хоть что-то… Здание же самого пожарного депо — настоящий архитектурный шедевр! Такую постройку ни с чем не спутать: башня-каланча, многочисленные выездные ворота. Своеобразный дворец! Ставим галочку.

В музее пожарного дела

В городе началась настоящая жара – всё буквально плавится на солнце. За небольшой промежуток времени можно обгореть. Люди стремятся уйти в тенёк или в помещения под прохладу кондиционера. В парках популярны освежающие напитки и, конечно, мороженное. В общепитах опасаемся отравления – в такую погоду можно запросто съесть что-нибудь испорченное, но пока всё ok.

Жара

Следующий пункт поездки — Ипатьевский монастырь и музей деревянного зодчества Костромская слобода. Первый — это, конечно, обязательный пункт программы посещения и вообще визитная карточка Костромы.

Ипатьевский монастырь

Последний же — великолепное место, в котором стоит провести побольше времени: солнце уже в зените и палит вовсю, зной утомляет прохожих, а здесь, в парке с прудами и тенью от деревьев сохраняется  приятная прохлада…

Музей деревянного зодчества

Деревянные дома, мельницы, церквушки и хозяйственные постройки прошлого века делятся с нами своими архитектурными «фишками», интересными и удивительными строительными решениями и просто гармонией естественной красоты одного из лучших природных материалов в сочетании с созидательным творчеством неизвестных плотников прошлого.

Экспонаты музея под открытым небом

Их труд наделил здания практичностью и красотой. Конечно, отчасти строения прогнившие, где-то восстановленные, а местами и вовсе новодел… Всё сохранилось не лучшим образом, но, все равно, место само по себе просто волшебное: кругом полно скамеек, есть лодочки… Через небольшие канальчики на прудах переброшены деревянные мосты. Всё это гармонично вписывается в среднерусский пейзаж с плакучими берёзами…

В доме-музее

В домах музеи, лавки народного творчества. Даже не верится, что когда-то там жили люди. Что это был чей-то родной дом в бытовом смысле этого слова… Неподалеку трудится кузнец, восхищая обывателей своим ремеслом.

Дальше арендуем катер. Выходим на Волгу, осматриваем Кострому с воды.

Прогулка по Волге

Моей дочери дают покрутить «баранку», сын в полнейшем восторге от скоростного движения в глиссирующем режиме.

На катере по Волге

Погода по-прежнему балует жарким солнцем, рассыпающимся тысячей вспышек на мелкой ряби реки. Катер мчит по ней, поднимая фонтаны брызг. Костромская подростковая ребятня занята опасной забавой: дети переплывают пролеты под мостом и забираются на основания опор, стоящих в воде. Там они сидят, набираясь сил, для следующего заплыва.  Порой мальчишки переплывают судовые пролеты, рискуя попасть под катера.

Великолепный день заканчиваем в детском парке аттракционов на Никитской: все аттракционы по 150 рублей. Аттракционов много, на любой вкус и возраст. Можно брать абонемент на 5 и более поездок, который дети используют по своему усмотрению.

В Костроме мы в основном  передвигались на машине, и, стоит заметить, что ни разу не испытали проблем с паркингом, включая центр, где лишь на основной улице была запрещена парковка. В остальном, найти, куда поставить автомобиль — не проблема.

29.07.2017 Кострома-Плес

Новый жаркий летний день начат с визита к… снегурочке! Собственно «Снегурочка» называется отель, в котором мы остановились. Соответственно, гостиница пропитана новогодним колоритом и исполнена в зимнем дизайне. На заднем дворе располагается огромный терем – символическое жилище новогодней красавицы. Маленькое костюмированное представление от гостиницы, разумеется, также на новогоднюю тематику, увлекательное для детей и забавное для взрослых, парадоксально сдобрено темой празднования дня Перуна – ну вот так, лето всё-таки.

В гостях у Снегурочки

Перед отъездом из Костромы делаем маленький крюк: неподалёку от нашей гостиницы находится действующая пожарная станция, куда мы направляемся восполнить вчерашний недостаток техники в музее.

Памятник перед действующей пожарной станции

На нашу удачу добрый дядя МЧС-ник, не только пустил нас в гараж, но и предложил детям посидеть в пожарном ЗиЛ-е.

В пожарной части

Сын в восторге, дочь тоже весьма. Кстати, маленький лайф-хак для родителей: маленькие дети, ясное дело, очаровывают взрослых дядечек и тетечек, открывая двери некоторых мест, в которые обычных людей стараются не пускать: нашего сына, например, по совершенно доброй воле и даже по собственному приглашению не раз сажали в кабину грузовой и строительной техники. Так вот: пожарные части – это, как правило, такие места где (когда, слава Богу, ничего не горит) смелые мужественные МЧСники просто скучают на дежурстве. Они часто сами рады пустить к себе в депо случайных маленьких гостей, дать посидеть в кабине пожарной машины под присмотром взрослых, примерять настоящую каску и рассказать о своих героических буднях.

Дальше перебираемся назад на правый берег через унылый мост (благо с этой стороны на него не такая жёсткая пробка) и едем в Плёс. Дорога лежит через настоящие поля поросшие зерновыми — красота!

По дороге в Плёс

Наш визит в Плёс попал на выходной, гостей в городе много, тем более, погода прямо курортная: на улице стоит жара, солнце опять палит нещадно, оставляя ожоги на телах неосторожных отдыхающих. Все едят, пьют, вяло гуляют и глазеют на сувениры, катаются на речном трамвайчике…

Плёс

Перед отелем большой пирс, с которого я немного (но совершенно безуспешно) помахал спиннингом. Отель полон охотничьих трофеев. Особенно впечатляет огромная голова  вепря: даже и не представляю, каков был размер самого зверя! Клыки просто чудовищно огромны…

У отеля небольшой песчаный пляж, работает прокат лежаков и прочего необходимого инвентаря для отдыхающих. Есть своя гостевая парковка на территории. Ресторан имеет претензию на шик и в целом не плох. Но детского меню там нет, и это проблема: наши потомки не едят замороченные взрослые блюда, типа ризотто, а банальных отварных макарон в меню не наблюдается. В остальном все здорово.

Еще поели в городском ресторане… кажется, «Чугунок». Там очень оживленно и тесно: посетители не оставляют свободных мест. Официантки снуют в национальной одежде: девки в сарафанах с кокошниками, парни тоже в традиционных рубахах под 19-й век. Кормят нормально.

30.07.2017  Плес-Юрьевец

Калашный ряд в Плёсе – это маленькая торговая улочка с сувенирными лавками. Собственно, пройдясь по нему, мы вновь пускаемся в дорогу. Увы, этот город у нас пролетел, не начавшись: в Плёс надо приезжать на подольше для чистого «расслабона» и не в выходные всё-таки – во время уик-энда людей многовато.

Дорога на Юрьевец поначалу была пугающей: после выезда из Плёса навигатор указал нам маршрут по грунтовке через поле. Я заподозрил, что он неудачно срезает путь и попробовал поехать другой дорогой — ею оказалось полотно из железо-бетонных плит, настолько раздолбанных, что металлическая арматура не только обнажилась и местами торчала из цемента, но и откровенными штырями выпирала в разные стороны, грозя проткнуть колёса. К счастью, такая противотанковая полоса длилась недолго, и дальше мы встали на нормальную дорогу: много заплаток, немного дыр в асфальте, но терпимо. Зато путь на Юрьевец очень красив: смешанные леса из благородных сосенок и плакучих берёз, по обеим сторонам дороги, прямо у асфальта — полевые цветы. Периодически видим поля с зерновыми. Над зелеными просторами голубое небо, оживлённое несколькими белыми облачками… Красота!

По дороге в Юрьевец

Наконец выезжаем на Водохранилище и смотрим на простор с высоты. Остановились мы в гостинице «Глазова гора». Тут больше заточка под рыболовов, а мы же берём напрокат катер и отправляемся в речное путешествие по окрестностям. От гостиницы вниз к реке через лесок и жуткие заросли борщевика идет грунтовая дорога. Спускаемся по ней и выходим к небольшой гавани, где нас ждет «казанка». Лодка, глиссируя, несётся по глади вечерней Волги. Дочь и тут пускают за «баранку», что вызывает у неё огромный восторг.

За штурвалом

Высаживаемся на одном из песчаных островов — дети мочат ножки в воде. Песок на пляже чистейший и очень мелкий! Дальше берём курс на крест на месте разрушенной церкви и подходим посмотреть город с воды.

На острове

Погода портится, весьма резко поднимается свежий ветер. Наш капитан сбавляет ход, лодку сильно подбрасывает и бьёт на волнении. Дети довольны, не пугаются, но волна довольно высокая (70 см по оценке водителя), и мы медленно пробираемся вдоль правого берега домой. Я брал с собой удочку в расчёте, что удастся немного покидать блесну, но в такую погоду о рыбалке придётся забыть. К моменту схода на берег мы с дочерью сильно намокли.

За гостиницей очень приятный двор с прудиком, игровым полем, качелями и, главное, батутом: дети выплёскивают остатки своей энергии и, усталые, готовы ужинать и спать. После наплыва гостей в выходные, в понедельник мы чуть ли не единственные постояльцы отеля. Кругом тишина и ни души.. усталая администраторша сама же обслуживает нас на ужине… Мы с женой завершаем день игрой на бильярде.

Вечер в отеле

Спокойной ночи!

31.07.2017 Юрьевец — Нижний Новгород

Дорога на Нижний — вопреки моим опасениям — оказалась не «убитой», колдобин мало. Заплаток — наоборот много, но 80 км/ч можно держать с комфортом, а нам быстрее и не надо.

Путь красивейший: леса, поля, играющие разными красками цветущих цветов… В небе кружат ястребы, слева иногда показывается акватория Волги и устья её притоков. К сожалению, почти не берёт радио нигде. На подъезде к городу погода портится, и мы попадаем в дождь.

Нижний

Гостиница у нас специфическая. Мы остановились на стрелке слияния Оки в Волги в арт-отлеле «Шинель», стилизованном на литературную тематику. Сразу стоит сказать, что тут  не совсем центр города, скорее трущобы и старая запущенная застройка, но об этом чуть позже. Так вот про гостиницу: лучше б они вместо всех этих антуражных экстравагантных девиаций занялись качеством. Во-первых, экстерьер на три с минусом: снаружи дом обшарпан, прилегающая территория замусорена, перед полуподвалом вообще стихийная помойка, к подъеду ведут дощатые мостки. Вход с козырьком тоже убитый и нифига не тянущий на звание отеля – логичней предположить внутри общежитие. Во-вторых, в большом двухкомнатном номере жарко и жуткая духота. Понятно, что историческое здание n-адцатого века сложно привести в нормальное состояние, и к интерьеру особых претензий нет (разве мебель ушатана), но вентиляции нормальной нет в принципе, и открытые окна, через которые доносится шум города и летят стаи маленьких кровососущих кошмаров, не помогают.

Такая, вот гостиница

Вечер проводим в центре: попытка посетить местный планетарий провалилась из-за отсутствия сеансов, поэтому мы отправляемся кататься на трамвае #2 — это кольцевой маршрут в исторической части города. Ну что сказать… Когда-то богатые и аккуратненькие строения переживают не лучший период: все разваливается и требует реконструкции. Дерево гниёт. Где-то окна полуподвалов утопают в земле. Вывески, рекламные плакаты и разноцветные платаки-пристроечки вгонят в унынье любого архитектора. Современный «культурный слой» в виде граффити, надписей и бумажных объявлений довершает картину. Не Москва с ее вылизанным новодельным историческим центром…

На стрелке

Если кто помнит фильм «Жмурки» про лихие 90-е, сцены которого сняты на улицах Нижнего, то могу сказать что общий внешний антураж города в общем-то мало изменился. Хорошо, бандитов нет.

01.08.2017 в Нижнем

Нижний летом прекрасен! В отличие от Костромы, в центре не найти парковочного места. Ставить машину можно далеко не везде, а там где можно, свободных мест почти нет. Часто приходится парковаться далеко от места посещения, но мы и рады прогуляться. Стиль вождения тут у народа бывает местами агрессивней, чем в Москве. И весьма процветают пережитки из нулевых: многие водители, например, залепляют чем-то номера, иногда закрывают бумажкой, иногда стирают краску, иногда вовсе снимают — кто во что горазд.

Идём в Кремль. Нижегородский кремль очень хорош! Здесь можно подняться на стену и пройти огромный путь по её боевому ходу, прикоснуться к старинной кирпичной кладке, посмотреть на городские улицы и прилегающую зеленую зону сверху через бойницы, потом выйти к самой живописной части, что обращена на реку. Между прочим, занятие весьма изматывающее: стена оооочень длинная. Местами надо подниматься и спускаться по очень крутым ступеням из кирпича, и детям с их коротким шагом это, конечно, тяжело. Продвигаясь по этому, кажется, бесконечному коридору, невольно восхищаешься этой громадиной: сколько сил и времени было вложено людьми в те далёкие годы, чтобы безо всякой строительной техники (в современном представлении о строительных технологиях, конечно) создать эту твердыню! По-моему, меня египетские пирамиды так не восхитили, как эта крепость…  В башнях Кремля и на территории расположены музеи, с обзорных площадок открываются великолепные виды на окрестности. Особенно красиво смотрится пейзаж на стрелку Оки и Волги. Сама территория тоже очень красива – многоуровневые террасы, лестницы… все это утопает в зелени большого сада, скорее похожего на парк. На территории полно действующих административных зданий.

По кремлёвской стене

У входа в Кремль стоят экспонаты под открытым небом: техника советских войск времён Великой Отечественной, которую с удовольствием и азартом облепляет малышня.

Экспонаты техники времён ВОВ

От Кремля идём по пешеходной Большой Покровской улице. Это такой аналог Арбата в Москве. Тут дома хорошо отреставрированы, красивые фонари, озеленение — всё радует глаз. Все красиво и гламурно. Кругом полно магазинчиков, кафе и ресторанов. Садимся на обед в одном из них. Летний зной и сытный обед нас немного разморили…

Еще один объект нашего посещения — Музей истории ГАЗ. Отличная и во многом, конечно, уникальная коллекция, связанная с историей горьковского автогиганта. Экспозиция разделена на две части. Второй этаж — собственно классическая историческая часть: рисунки, фотографии, всевозможные артефакты, связанные с заводом или его сотрудниками, продукция, которую делали в годы войны, миниатюры. А на первом этаже – коллекция автомобилей. Тут есть и раскрученные, всем известные машины, как например, «полуторка» или 21-я «Волга», так и незнакомые мне ранее экспонаты. Есть и вовсе штучные экземпляры, которых нигде больше не увидеть. В общем, конечно, этот музей во многом о том, что ушло, и о том, что потеряно. Местами это тоскливо, тем более, что сам музей, хоть и весьма опрятен, оставляет впечатление лёгкой запущенности. Но как кусок нашей истории, конечно, круто, а потому — «твердая пятерка» этому месту.

Музей ГАЗа

Еще одно место, где непременно стоит побывать гостям – нижегородская канатная дорога! Это сооружение связывает нижегородский берег Волги с Бором, что на левом берегу. Дорога кажется огромной: на сумасшедшей высоте (а как же иначе, ведь натянутые канаты не должны мешать судоходству) мы летим в стеклянной кабинке через русло великой реки. А Волга здесь уже очень широка, причем безо всяких водохранилищ. И любоваться её бескрайними просторами одно удовольствие! Из Бора возвращаемся назад тем же «воздушным» путем и завершаем наше маленькое путешествие поеданием вкусного мороженного, которым торгуют возле станции.

На канатной дороге

Поскольку мы поселились на стрелке, то нам, конечно, сама судьба подкинула возможность погулять у слияния Волги с Окой! Во-первых, тут собор Александра Невского. Это довольно большой действующий храм со специфичной архитектурой. Здание окружено церковной инфраструктурой. Из приятного: на территории есть небольшая детская площадка, где дети с удовольствием поиграли. Из не приятного: к Оке невозможно выйти и даже невозможно её увидеть.Все закрыто какими-то заборами: похоже, что там стройка. Вообще стрелка — место не людное и, несмотря на собор, особо не туристическое. Например, второй день (и видимо как всегда) тут агрессивно хозяйничает стая диких собак – дворняги облаивают нечастых гостей и редкий транспорт, что здесь появляется. Сейчас пугают детей и вообще любых прохожих.

На детской площадке

И все же я хочу выйти к реке, поэтому утром идем на набережную Волги. Тут уже совсем всё плохо: мы попадаем на территорию, если не ошибаюсь, таможни. Похоже на старый завод: трущобы и склады, не знавшие ремонта десятилетиями (а то и сотни лет), и территория, которую не благоустраивали, кажется, вообще никогда, создают картину одной большой помойки на несколько гектар. Собственно, так оно и есть: земляные дороги и тропы, заваленные кучей мусора, так что боишься порезать ноги о стекло или железо… Заросли крапивы в человеческий рост… Мрачные, обшарпанные, огромные складские ангары… Картинка была бы совсем апокалиптичной, если бы не летняя жара, которая хотя бы подсушила грязь. Но всё равно «культурный слой» грудами мусора, который никак не волнует сотрудников местных контор – это перебор.

На набережной

На набережной (по совместительству видимо старой таможенной пристани) идет вялое строительство: город готовится к чемпионату по футболу. Здесь все будет облагорожено и, видимо, появится нормальная набережная. Мимо нас снуют трактора, и редкие рабочие из средней Азии удивляются ненормальному семейству, полезшему в эту дыру. Давно пора было заняться благоустройством, и ни к какому ни футболу, а просто ради приведения города в порядок. Позор, короче: на сколько классно обустроена стрелка Ярославля, на столько запущено аналогичное место в Нижнем… Но я не жалею, что мы сюда дошли: мы наконец добрались до воды, и вид тут грандиозный! Бетонный полуразрушенный причал возвышается метров, наверное, на 10-15 над водой. Отсюда открывается слияние двух рек, поворот Волги и главное – исторический центр на склоне холма напротив. Видны старинные дома и стены Нижегородского кремля! Место дышит историей. А дышится тут хорошо: на огромном пространстве гуляет свежий ветер, и хочется вновь и вновь наполнять им лёгкие…

Волга очень плотно загружена судоходным трафиком: мимо нас постоянно проходят разноцветные суда всевозможных конструкций и назначений. Из Оки в Волгу и назад в Оку тоже идут корабли, баржи и пароходики всех мастей.

Судоходный трафик

Левее, в полукилометре от храма, ведется строительство главного объекта, из-за которого и врывается цивилизация в эти одичавшие урбанистические джунгли: тут строят стадион к чемпионату! И, если бетонный каркас здания уже стоит на своем месте, демонстрируя красоту и величие будущего спортивного объекта, то всё, что вокруг, словно разметало ударной волной: горы строительного мусора, остатки снесенных построек, поваленные деревья… Интересно, успеют всё это убрать к следующему году?.. Где-то продолжаются работы: готовят к сносу небольшой четырехэтажный дом. Рядом мужики с бензопилами валят осинки в саду…

Стадион к ЧМ-2018

Ну а мы больше не задерживаемся в городе контрастов и выезжаем во Владимир!

02.08.2017 Владимир

Да! Это день ВДВ! Нет, я не служил в частях нашей доблестной армии. И сегодня я  лишь турист в этом городе. Да, во Владимире полно бывших десантников. И у мужиков праздник сегодня. Но, забегая вперед, все прошло цивильно и без эксцессов.

Дорога из Нижнего — уже нормальное международное качество. Единственный минус: деревни и населённые пункты в большом количестве, ограничивающие возможность двигаться с высокой скоростью. Кроме того, это не автомагистраль, поэтому ограничение 90, хотя асфальт и обзор позволяют гораздо больше. Но тут полно нерегулируемых перекрёстков и пешеходных переходов. Повсюду на дороге камеры видеофиксации, причем много камер без предупреждения в кустах на треногах. ДПС рядом нет – видимо, всё, что они наснимают, потом придёт по почте. Ещё одну такую камеру в кустиках я видел под Костромой, рядом с ней гражданский автомобиль без спецсигналов и окраски.

По пути заезжаем в забегаловку на трассе, где весьма неплохо и очень бюджетно обедаем.

Во Владимире GPS выкидывает очередной фокус, за что получает прозвище «Сусанка».

Добрались до Владимира

Многие водители во Владимире хамы: постоянно гудят, подрезают, причём их «жертвы», в основном, машины с московскими номерами. Полагаю, это что-то типа провинциальной зависти.

Селимся, едем в центр. Заселись мы в этот раз практически за чертой города, в гостинице «Русская деревня» — ну, надо же соблюдать колорит. Место хоть и заточено во многом на иностранных туристов, которых сюда завозят автобусами, нам самим весьма понравилось. Впрочем, наш двухкомнатный номер тут тоже имел проблемы с вентиляцией, но все-таки ночевать летом в деревянной избе гораздо комфортнее, чем в душной келье «Шинели».

Гостиница «Русская деревня»

Центр и первая точка посещения, конечно «Золотые ворота». Я вообще скептически отношусь ко всевозможным триумфальным аркам… особенно к тому, как их ставят по центру проспектов — что у нас, что за рубежом — но, при этом, в сам створ проезд всегда закрыт… Вообще странное зрелище: ворота без стены, как дверь в чистом поле поставить… В случае с Золотыми воротами это искусственно созданный эффект, ведь когда-то это была, как я понимаю, настоящая надвратная, а ещё и церковь… В общем, крик души: верните стену! Памятник старины сейчас несколько обшарпан и плохо смотрится посреди проезжей части с её инфраструктурой, что сильно портит общее восприятие. К нему неудобно подойти, вокруг невозможно погулять, а дорожные знаки, провода и собственно автодорожное движение, портят вид…

Гуляем по Большой московской, заходим в музей бабы яги – развлекательное местечко, типа множества подобных музейчиков на сказочно народную тематику. В случае с этим местом, тут еще и специфика образа накладывает отпечаток местами хоррорного жанра. Детям нравится, но в целом ничего интересного.

Ближе к центру все больше мужиков в бело-голубых тельняшках и голубых беретах…  Людей в серой форме тоже немало, но десантура ведет себя хорошо. Бойцы в запасе держатся небольшими группками, беседуют между собой, иногда потягивают пиво.

Доходим до Садовой площади. Ну, Успенский собор, разумеется, жемчужина города и важнейший памятник, с которым связана история города и страны – тут все понятно.

После прогулок по округе едем на троллейбусе (номер не помню) в Центральный парк культуры и отдыха – отличный большой парк с фонтанами (в которых никто не купался) и большим колесом обозрения. Катаясь на аттракционе, и заканчиваем наш день. Если честно, колесо не впечатлило: обозревать надо там, где есть что посмотреть – то есть центр. Вот, например, в Париже колесо стоит в историческом месте на Площади согласия: с него видны многие городские достопримечательности.

Колесо обозрения в городском парке

Но я, хоть убей, не понимаю, зачем, например, стоит колесо в Измайловском парке Москвы… Разве что пощекотать нервы людям, которые боятся высоты… с этой точки Москвы практически не видно, посетители аттракциона могут наблюдать лишь зеленую зону и новостройки. Во Владимире проблема схожая. Отчасти потому, что само колесо низковато, отчасти потому, что Владимир конечно не Париж, но мы об этом не сожалеем.

03.08.2017 Владимир — Боголюбово — Москва

Последняя точка посещения на нашем пути — это храм Покрова на Нерли – уединенное (даже в современном обжитом и спрессованном мире) место. От ближайшей автостоянки возле ж/д станции «Боголюбово» надо идти полтора километра по пешеходной дорожке через поле… и это прекрасно: Церковь стоит в прекрасном, тихом месте, которое само по себе настраивает на благоговение и покой. Обычно, особенно у популярных храмов и соборов, бывает, что тихий полумрак церкви сильно контрастирует с бурлящей жизнью сразу за ее стенами. Но возле Покрова на Нерли сама природа уже на улице погружает путников в такую храмовую атмосферу. Здесь, конечно, очень красиво, и об этом сказано и написано многое. Особенно живописен прудик у холма. Ну а сам Покров, конечно хорош: лаконичен, не сильно велик и непостижимо стар! Посетителей мало, служителей вообще нет (во всяком случае, мы так попали), поэтому внутри можно даже побыть в полном одиночестве.

Храм Покрова на Нерли

Возвращаемся к «Змею». На поле скошено сено и полно ворон. Детям в качестве игрушек раздобыто по черному перышку – их тут валяется в достаточном количестве.

Итого, совет: планируя поездку во Владимир обязательно нужно закладываться на  посещение этого места, пока его волшебство не разрушено всякими торгашами и девелоперами.

Возвращаемся домой!

…Ох уж эти пробки в Балашихе, но не будем о грустном…

Заключение

В заключение пара слов про практические выводы из нашего автопутешествия:

За десять дней нами пройдено где-то 1300 км. 8 городов. Главный вывод: это возможно! Небольшие перегоны дети переносили легко и весело: под музыку, сказки и аудиоэнциклопедии дорога пролетала незаметно. К тому же, мы специально подбирали такой режим, что они часто спали в пути в послеобеденный сон. Но, несмотря на это, я все-таки склонен признать, что мы переоценили свои силы, и к концу путешествия уже маленько выдохлись. Вывод: переезды между городами надо делать раз в два-три дня и соответственно меньше городов планировать на поездку, это позволит и получше ознакомиться с местами посещений, и будет ненапряжно. В свою очередь, расстояние перегонов можно нарастить, но в пределах разумного, конечно.

Ещё одно важное замечание: если вы интересуетесь историей, надо понимать, что наше культурное наследие и памятники истории в центральной части России зачастую (и даже в большинстве своем) это христианские православные сооружения. Чаще всего, это действующие храмы. Так вот, путешествуя с детьми, следует помнить, что малыши это не взрослые. Конечно, их надо приобщать к культуре (а кто-то и к Богу стремится приобщить, и подобные поездки, кстати, хороший вариант), но помните, что они подвижны и шумны, им надо выплескивать свою энергию, и долго продержаться в спокойном режиме взрослых посетителей они не могут. Церковные традиции, да и элементарная культура поведения, требуют противоестественных для ребенка вещей. Такая же история с музеями – там ребята быстро устают, а порой им просто скучно. Поэтому дневную программу для путешествия с потомками следует составлять смешанной: с чередованием культурно-образовательных и развлекательных мероприятий. И не рассчитывайте, что дети дадут вам обойти всё… в конце концов, это даже хорошо – будет повод ещё раз вернуться…

Что касается машины, «Змей» себя хорошо показал, но в нем и не было никаких сомнений, в общем-то… Огромное багажное пространство в кунге позволило с избытком набрать вещей на семью: в частности, с нами ездили самокат и даже складная кроватка с матрасом. При этом наши вещи располагались в кузове таким образом, что не возвышались над бортами, и мне ничто не ограничивало обзор в зеркало заднего вида. То есть запас места ещё очень велик – минимум, вдвое. С другой стороны, мы передвигались по городам и исключили ночевки на природе, а потому с нами не было провизии (не считая сумки-холодильника с «молочкой») и множества девайсов, которые требуются для «дикого отдыха», типа палатки, спальников, котелков, туристической мебели и пр. На двух взрослых и двух детей машина вполне комфортна. Как я уже написал, дети часто спят во время переездов. Впрочем, тут стоит отметить, что автомобильный сидячий сон в принципе комфортным не бывает. А в случае с грузовой задней подвеской «Змея», второй ряд — это вообще испытание для пассажиров. Но дети этих неприятностей, кажется, даже и не заметили. В остальном, машина высокая, просторная и хороша замечательным балансом: комфортное движение по трассе и высокий внедорожный потенциал, который бывает нередко востребован, даже летом. Из-за жесткой задней оси, разбитые дороги с колдобинами — это, конечно, не стихия нашего коня, но зато они почти не угрожают машине. Да и не бывает таких автомобилей, на которых по выбоинам было бы кататься комфортно. И хотя пару раз, когда мы пробирались по грунтовкам и бетонным плитам, я ловил себя на мысли, что седан мог бы испытывать затруднения в подобной ситуации, но все-таки наш путь не был экспедиционным, так что внедорожник для такого путешествия, пожалуй, избыточен.

Главный минус, остро ощущавшийся в поездке – это оборотная сторона нашего преимущества: глубина багажника. Автомобиль грузовой: из салона к вещам не добраться. Само по себе это не проблема – всё необходимое в дороге можно легко бросить в кабину, тем более, что сзади у детей полно места под ногами и между креслами. Но в кузове около полутора метров глубины и высокий уровень пола. И каждый раз, приезжая на место в очередную гостиницу, оттуда надо всё разгружать через заднюю дверцу. Занятие не самое приятное и требует крепких нервов и здоровой спины.

На этом все, хороших нам всем путешествий!

PS: отдельная благодарность моей любимой жене, за то что отредактировала этот материал!

Открыть фотоальбом

Оставить ответ